Тяжелый экономический кризис, поразивший Испанию, заставил большинство населения страны изыскивать, как и на чем экономить. И меры экономии отражаются на привычках и быте испанцев, отмечает "Немецкая волна". Безработица в стране охватила четверть трудоспособного населения. На бирже труда зарегистрированы 4,6 млн человек. Более 200 тыс. испанцев, не получающих пособие по безработице, живут за счет субсидий размером в 400 евро - при средней зарплате в 1,5 тыс. Доходы госслужащих за 2 года снизились в среднем на 15%. При этом выросли тарифы на энергоносители, а также косвенные и прямые налоги. "Так что проблемой, как и на чем сэкономить, постоянно озабочены примерно 85 процентов испанских семей", - заявила в интервью DW сотрудница Центра социологических исследований (ЦСИ) в Мадриде Долорес Идальго Диас. По утверждению социолога, на первом месте в деле экономии - приобретение дешевых товаров так называемых "сетевых торговых марок". Они производятся для сети магазинов Carrefour, Eroski, Lidl, Mercadona, Dia, Al Campo и других, в которых и реализуются. Приобретая эти товары, можно сэкономить примерно 40%, хотя по качеству они нередко не уступают продукции престижных фирм. Это во многом объясняется тем, что продукты зачастую им поставляют производители, которые одновременно являются и партнерами престижных магазинов, а низкие цены компенсируются поставщикам объемом заказов. По данным ЦСИ, только за последние 2 года продажа товаров "сетевых торговых марок" увеличилась на 170%. Впрочем, как утверждает Диас, "даже дешевые товары испанцы отныне приобретают с большой осторожностью, чтобы не выйти за рамки семейного бюджета2. По утверждению другого мадридского социолога Энрике Посуэло, в кризис испанцы меняют свои привычки. К примеру, отменяются ежедневные кофепития в компании с сослуживцами в ближайшем от работы баре и обед в кафе, которые еще не так давно являлись частью уклада жизни испанцев. "Теперь они предпочитают приносить на работу бутерброды и термос с кофе", - отметил социолог. По его подсчетам, отказ от этих привычек позволяет испанцу сэкономить в год не менее 1,5 тыс. евро. С нового учебного года испанским детям в целях экономии разрешено приносить с собой в школу еду. Это вызвано сокращением дотаций на школьные завтраки, которые теперь будут выдаваться лишь детям из малообеспеченных семей. Как утверждают оба социолога, испанцы в массовом порядке пересаживаются на общественный транспорт. А те, кто по-прежнему предпочитают автомобиль, договариваются с друзьями, чтобы "подбрасывать" друг друга по очереди до работы. Одновременно с падением продаж новых автомобилей оживился рынок поддержанных. Массовый характер в последнее время приобрел отказ от курения, что позволяет сэкономить бывшим курильщикам примерно 1,2 тыс. евро в год. Из других новшеств, обусловленных кризисом, социологи называют массовое увлечение энергосберегающими лампочками, экономными бытовыми приборами, скороварками, а также дозификаторами, устанавливаемыми на водопроводные краны. Что касается летнего отдыха, то поездки за рубеж сократились почти на две трети. Их заменил отдых на местных морских курортах, причем не в гостиницах, а в снятых на паях с друзьями частных квартирах. Популярными стали и поездки к родственникам в сельскую местность. Домашнее питание на отдыхе все больше заменяет ресторанное.
|